|
Алексей Мурашов - Свобода выбора и насилие
Прочитав ряд стихотворений на страничке «Души Неродившихся Детей» (http://www.stihi.ru/author.html?yousoul) я решил предложить свои размышления по этому поводу. Конечно, это не стихотворение, не прозаическая миниатюра, это даже не художественное произведение, но я не мог пройти мимо этой проблемы. Тема, которая была затронута там, касается не только этики и морали человеческого поведения. Проблема гораздо глубже…
Человеческая жизнь – это переплетение массы вариантов, существование миллиардов сценариев, из которых мы вольны выбирать те, которые подходят больше всего. От рождения нам дана эта свобода, и мы каждую минуту, каждый миг пользуемся данной возможностью. Мы живем, мы выбираем, мы развиваемся и изменяемся. Мы ищем счастья для себя и своих близких. У нас есть право. Право выбирать. Право на счастливую жизнь.
Как это ни печально, но право выбора тесно переплетено с проблемой соперничества и противостояния. Мы боремся за «место под солнцем», боремся за себя. Наша воля проходит испытание волей других людей. Борьба интересов, желаний. По сути, большая, сложная и запутанная игра…
Часто, отстаивая свое Право Выбора, мы прибегаем к насилию.
Что же такое насилие?
Насилие – это, по большому счету защитная реакция. Мы боимся и защищаемся. Боимся за свою комфортную жизнь, боимся за свои права и за свою возможность выбирать, поступать так, как мы хотим.
Нами владеет страх, а страх – это недостаточная информированность, незнание. Мы не знаем, что с нами будет в будущем, как нам следует поступить, что предпринять…
Но, иногда, насилие – это полная уверенность в своих силах. Яркое проявление агрессивной воли. Но и здесь, на глубинном уровне присутствуют и страх, и неуверенность, и недостаток знаний, и недостаточная информированность. Обобщенно говоря, насилие – это признак незрелости души.
Насилие никогда не будет конструктивным. Оно может только разрушать, уничтожать. Другую судьбу, другое счастье, другую жизнь…
Нормальные люди не любят насилие. В крайнем случае, всегда можно придумать «другие правила игры», где «играющие стороны» будут удовлетворены.
Проблема абортов тесно связана с проблемой Выбора и Насилия.
Насилие здесь выражено в своей крайней, уродливой форме.
Человеческий плод, даже на ранней стадии развития – это потенциальный человек, он начал уже формироваться как сложная система, следовательно, уже тогда у него возникает потенциальное право выбора. Выбора своей судьбы, своей жизни. Мать и Отец сделали свой выбор, подарив жизнь этому существу. Но с момента зачатия – это уже ( с известными оговорками) самостоятельное существо. Линии выбора судьбы начинают прорисовываться.
Аборт, по сути – это вторжение в жизнь человека, грубое посягательство на его свободное существование. Что может быть хуже – устраивать свою судьбу, посредством уничтожения жизни другого человека?
Этот потенциальный человек не принадлежит уже ни матери, ни отцу, ни кому другому. Он принадлежит самому себе. И, пускай, он сам «выбирает» – родиться ему или нет, жить или не жить.
Представьте - вы показываете ребенку игрушку, и он доверчиво подходит к вам. Вы прячете ее за спину и наотмашь бьете его по лицу.
Подарить Право на Жизнь и затем отнять его. Зло в чистом виде. Зло, вытекающее из страха потерять комфортное существование, благоустроенную судьбу. Иногда возникает страх потери здоровья или даже жизни, страх перед нищетой. Много страхов. Много зла.
Но страх – это незнание. Не дано человеку знать все варианты развития жизни другого человека (да и своей тоже), и не в его праве распоряжаться судьбой уже самостоятельного существа.
Итак, насилие над волей (пусть потенциальной) другого человека – это зло. А Зло, как я уже и говорил – абсолютно неконструктивно. Прошу прощения за некоторую сухость формулировки. Но как быть?
Каждый должен по-своему ответить на эти вопросы. Есть Право Выбора. А я закончу свои рассуждения отрывком из книги, написанной человеком, которого безмерно уважаю. Это человек удивительной судьбы, уникальным образом распорядившийся своим Правом Выбора. Он был философом, музыкантом, священником, врачом, Великой душой. Его жизнь – яркий пример того, как можно существовать, не прибегая к насилию, сострадать и помогать другим людям. Его звали Альберт Швейцер.
«…По пути в Карл – Лопес, куда я в сентябре 1915 г. отправился вместе с женой, обеспокоенный состоянием ее здоровья, меня пригласили к больной даме из миссии госпоже Пелот в местечко Нкомо, находившееся в двухстах километрах вверх по течению… Углубившись в себя, сидел я на палубе баржи, размышляя о проблеме элементарного и универсального этического, которого я не нашел ни в одной философии. Страницу за страницей исписывал я бессвязными фразами только для того, чтобы сосредоточиться на проблеме. Вечером третьего дня, когда на заходе солнца мы проезжали сквозь стадо бегемотов, передо мной мгновенно возникло слово, которого я в тот момент не искал и не ждал, - «Благоговение перед жизнью». Железная дверь поддалась, тропинка в чаще обозначилась. И вот я пришел к идее, содержащей вместе миро- и жизнеутверждение и этику!»
«… Всех людей независимо от их положения этика благоговения перед жизнью побуждает проявлять интерес ко всем людям и их судьбами отдавать всю человеческую теплоту тем, кто в ней нуждается. Она не разрешает ученому жить только своей наукой, даже если он в ней приносит большую пользу. Художнику она не разрешает жить только своим искусством, даже если оно творит добро людям. Занятому человеку она не разрешает считать, что он на своей работе уже сделал все, что должен был сделать. Оно требует от всех, чтобы они частичку своей жизни отдали другим людям. В какой форме и в какой степени они это сделают, каждый должен решать соответственно своему разумению и обстоятельствам, которые складываются в его жизни…» [2, с226]
Отдавать, но ни в коем случае отнимать. Насилие не оправдывает себя. Благоговение перед жизнью наполняет наше существование смыслом, и, в конце концов, дарит нам счастье.
Ресурсы:
1. Швейцер А. Письма из Ламбране. М. 1989
2. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.,1992
3. www.med2000.ru/med/lifem1.htm
|
| |